ГлавнаяБлог

Как определить целевую аудиторию?

Мониторинг — это регулярный процесс сбора и анализа информации (упоминаний), которая используется для контроля прогресса в достижении поставленных целей и принятия управленческих решений.


Чтобы развивать свой бизнес на конкурентном рынке, вам необходимо быть в курсе постоянно меняющихся событий в отрасли, отслеживать тренды, контролировать общественное мнение о ваших продуктах или услугах и т.д. Эти действия помогут разработать эффективные маркетинговые кампании, адаптироваться к потребностям клиентов, получить более широкую узнаваемость и повысить прибыль бизнеса.

Что такое целевая аудитория?

Целевая аудитория – группа людей, характеризующаяся определенными демографическими и поведенческими характеристиками.

Зачем нужно знать свою ЦА?

Определение ЦА позволяет выстраивать эффективные маркетинговые стратегии, направленные на конкретного клиента. Зачастую стремление ориентироваться на всех означает, что вы не сможете донести свою мысль до конечного потребителя. Поэтому необходимо определить, к кому вы обращаетесь, чтобы более целенаправленно работать с теми, кто с большей вероятностью совершит целевое действие.

Виды ЦА

Не стоит забывать, что при создании маркетинговой стратегии бренда необходимо принять решение: сфокусироваться на узкой или широкой аудитории.


Некоторые считают, что использование узкого целевого сегмента "контрпродуктивно", поэтому выбирают стратегию широкого охвата, поскольку лучший способ стимулировать рост бизнеса – охватить всех клиентов в категории бренда и повысить шансы на увеличение количества продаж.


Однако главная проблема широкой маркетинговой стратегии в том, что даже тех клиентов, которые проявляют интерес, трудно привлечь, ведь сообщение не направлено конкретно на них. По мере движения по воронке продаж клиенты могут заинтересоваться конкурентами или понять, что ваш продукт/услуга – это не совсем то, что им нужно.


При более узкой сегментации вероятность конверсии потребителей, попавших в воронку, заметно выше, ведь весь маркетинговый контент ориентирован на определенную нишу. Поэтому необходимо знать свою ЦА и уметь создавать конкретные сообщения, которые заинтересуют ее. Чем меньше аудитория, тем более персонализированным может стать ваш бизнес, а индивидуальный подход повысит лояльность к бренду. 

Как определить целевую аудиторию?

Не существует универсальной аудитории для всех компаний. Единственный эффективный метод узнать свою  ЦА – провести тщательное исследование.

Анализ рынка и тенденций в отрасли

Изучите исследования рынка, посмотрите на тенденции у аналогичных продуктах, чтобы понять, на чем сосредоточены усилия, а затем сосредоточьтесь на уникальной ценности вашего продукта.

Проанализируйте конкурентов

Посмотрите на покупателей конкурентов – кому они обычно предлагают продукты/услуги и как это делают.

Создайте портрет

Отличный способ изучить конкретные сегменты, составляющие вашу ЦА. Портрет потребителя позволяет определить общие демографические характеристики, личные качества и потребности.

Подумайте о болях, которые решает продукт/услуга

Выявление, решение проблем покупателей имеют решающее значение для маркетинга и общих целей бизнеса.

Обратитесь к анализу социальных сетей

Большинство платформ соц.сетей содержат информацию о посетителях, которая отображается в виде графиков с разбивкой по возрасту, полу и т.д.

Как сегментировать?

После того как вы определили свою ЦА, необходимо ее сегментировать.  Сегментация не только повышает эффективность маркетинговой стратегии, но и позволяет сфокусироваться на ЦА, понять, что ее волнует и какой продукт она хочет от вас.


Обычно её идентифицируют и разделяют по определенным критериям или схожим признакам, которые в конечном счете приводят к одинаковым желаниям/потребностям в отношении предлагаемых вами продуктов или услуг. Сегментация рынка может быть проведена по нескольким направлениям:

Поведенческое: как потребители взаимодействуют с продуктами или брендами, какие соц.сети используют и с каких устройств заходят;

Демографическое: пол, возраст, доход, образование, социальный класс, религия и национальность;

Географическое: где они живут, работают (страны/города/районы) или даже проводят выходные дни;

Психографическое: сюда можно отнести личностные характеристики – интровертность/экстравертность, образ жизни, взгляды, симпатии/антипатии.

Как составить портрет?

После того как мы сегментировали покупателей, необходимо составить портрет целевой аудитории. Портрет – подробное описание одного из сегментов ЦА. Сегментов может быть несколько, поэтому выбирайте наиболее перспективные, например, те, где покупки совершаются чаще всего.

Выбрав подходящий сегмент, назовите его соответствующим образом. Например, «студенты» или «обеспеченная молодёжь». Строгих рекомендаций по наименованию нет, но убедитесь, что оно понятно и не приведёт к путанице.

Зафиксируйте характеристики из предыдущего пункта: возраст, пол, место жительства, сфера деятельности, примерный доход, интересы, какие социальные сети используют, какие у них проблемы и т.д.

Вставьте фотографию. Она может быть настоящей или из стоковой базы. Убедитесь, что фотография подходит описанию. Цель — дать осязаемый образ человека для лучшего составления портрета.

Детально составленный портрет клиента позволит с высокой точностью создавать персонализированные сообщения, которые решают конкретные задачи потребителя и сделают пользовательский опыт приятным.

Таргетинг и ретаргетинг

Представим, что мы проанализировали потребителей, сегментировали их и даже составили детальный портрет. Пора вспомнить о рекламе. Когда речь заходит о рекламе, термины "таргетинг" и "ретаргетинг" используются как взаимозаменяемые. Однако между подходами есть тонкие различия – они могут существенно повлиять на общую эффективность кампании.


Основное различие сводится к аудитории, которую каждый из подходов стремится охватить. При таргетинге маркетологи ищут "холодную" (аудиторию, не взаимодействующую с вашим брендом), в то время как ретаргетинг нацелен на более “теплую”, которая недавно могла посещать ваш сайт.


Логика ретаргетинга относительно проста. Если потенциальный клиент уже взаимодействовал с вашим брендом, он с большей вероятностью совершит покупку. Это относится и к "горячей" аудитории – покупатели проявляют активное взаимодействие, добавляя, к примеру, товар в корзину. Такие потребители считаются наиболее склонными к конверсии и будут восприимчивы к маркетинговым кампаниям.


Таргетинг – менее точная наука. Учитывая, что сигналы покупателей не столь однозначны, маркетологам приходится опираться на другие факторы, позволяющие направлять сообщения соответствующей ЦА. При правильном подходе таргетинг служит мощным инструментом для поиска новых клиентов и повышения эффективности маркетинговых затрат.

Возможные ошибки при анализе

Как мы убедились, анализ и сегментирование ЦА – залог успеха бизнеса. Без неё вы не сможете выстроить эффективную рекламную кампанию и продать продукт тем людям, которым он необходим. Поэтому старайтесь не допускать этих ошибок:

Не проводить исследования

Наиболее распространенная ошибка – недостаточное изучение ЦА. Важно понять не только, кто она, но и предпочтения, основные потребности, стиль взаимодействия в соц.сетях и т.д. Эта информация станет фундаментом для создания целевого контента, который найдет отклик у вашей ЦА.

Думать, что все ЦА одинаковы

Они кажутся одинаковыми, но на самом деле внутренне разбиты на сегменты: люди с разными возможностями, целями и потребностями. Если составить единый портрет, можно легко упустить отдельные группы. Даже если они в чем-то похожи, им нужны разные подходы: своя реклама, коммуникационная стратегия, контент в соц.сетях.

Неумение адаптироваться к изменениям

Поведение и предпочтения потребителей могут меняться с течением времени, поэтому постоянно обновляйте и корректируйте свою стратегию.

Попробуйте ПрессИндекс бесплатно

Оставьте заявку на тестовый доступ и посмотрите, как можно удобно и быстро решать ваши задачи с помощью нашей системы мониторинга и аналитики.

Получить тестовый доступ